Переработка и утилизация автомобильных шин
Занимаясь много лет разработкой оборудования для переработки и утилизации автомобильных шин, специалисты компании «Технокомплекс» на практике знакомы с большинством способов утилизации этих опасных отходов. Прежде чем начинать работу в этой отрасли советуем ответить для себя на несколько вопросов: что конкретно понимают под словом «шина», почему необходимо утилизировать шины, как утилизируют и перерабатывают автомобильные шины, можно ли сделать этот процесс экономически выгодным.
Составляющие автомобильной шины.
Конструкция шин с момента изобретения в 1846 году претерпела невероятное количество изменений. Такое ощущение, что большинство достижений в области физики и химии были направлены именно на модернизацию шин. Сегодня существует более 20 компонентов, составляющих это резино-техническое изделие (РТИ), многие из которых имеют разный состав и отличные характеристики. В процессе изготовления они спекаются в единый материал, который в итоге и обеспечивает контакт автомобиля с дорогой.
Однако при утилизации всё это множество элементов уходит на второй план, оставляя только такие понятия как «шина», «камера» и «бортовое кольцо» - именно такой уровень детализации сырья является актуальным.
Шина - упругая резино-металло-тканевая оболочка, установленная на обод гусеницы.
В словарном определении шины большое значение имеет слово «резино-металло-тканевая». Под тканевыми и металлическими составляющими шины в основном подразумевают корд, который в шинах для грузовых автомобилей обычно бывает металлическим, а для легковых — тканевым или полимерным. Эти детали в итоге влияют на качество и состав продуктов переработки, о которых поговорим ниже.
Камера - замкнутая резиновая труба с вентилем, которая вставляется внутрь камерных шин.
Бортовые кольца - основание конструкции шин.
Камера изготовлена из эластичной воздухо- непроницаемой резины и также подлежит утилизации. Шины, не имеющие камеры, называют бескамерными. Бортовые кольца обеспечивают герметизацию шин и крепление их на диске. При некоторых видах утилизации бортовые кольца крупноразмерных шин отделяются специальным образом.
Вопрос переработки и утилизации шин.
Теперь можно обсуждать сам вопрос переработки шин. С тех пор, как ученые доказали вред хранения и простого сжигания автомобильных шин, изобретено и используется несколько способов переработки этого опасного сырья.
Сначала выясним разницу между терминами утилизация и переработка. Перерабо́тка — это повторное использование отходов производства или мусора, а утилиза́ция — использование ресурсов, не находящих прямого применения, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления. (Большой экономический словарь).
Может показаться, что слово «переработка» больше подходит в нашем случае, но нет, «утилизация» равно соответствует смыслу процесса, так как повторное применение отработанных шин без восстановления равносильно неправильному хранению.
Почему так важна утилизация шин. Дело в том, что срок разложения автошины в земле составляет 100-150 лет. Во время распада в атмосферу, почву и воду попадают вредные химические соединения, которые загрязняют окружающую среду. То же самое происходит при сжигании шин на свалках. Даже простое хранение отработанных покрышек небезопасно, так как они сразу становятся домом для большого числа насекомых и мелких животных, переносящих заболевания. Учитывая динамику прироста этого вида отходов, не остается сомнений, что переработка автомобильных покрышек — одна из важнейших задач по защите природы.
Методы переработки отработанных шин.
На сегодняшний день существуют два основных вида переработки шин: физический и химический.
Первый — самый распространенный, например, механическая переработка шин в крошку. Продукт переработки — измельченная резиновая крошка, которую добавляют в качестве наполнителя в РТИ неответственного назначения, а также в дорожные покрытия, материалы для кровли и др. Утилизи- руется 100% шины.
Химическими видами переработки автошин называют сжигание резиновых чипсов, растворение шин в химических растворах, а также пиролиз покрышек. Во всех трех случаях происходит 100% утилизация отходов. Но пиролиз считается наиболее выгодным, так как в процессе химической реакции получаются продукты переработки, которые можно впоследствии выгодно продать.
"Пиролиз (от др.-греч. πῦρ — огонь, жар и λύσις — разложение, распад) — термическое разложение органических и многих неорганических соединений." Химический словарь
В Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» изношенным автопокрышкам присвоен четвертый класс опасности, соответственно, они подлежат утилизации только организациями, имеющими лицензию на обращение с опасными отходами.
Технический углерод, жидкое топливо, металлокорд и газ. Газ обычно полностью используется для поддержания работы пиролизной установки. Технический углерод можно добавлять в качестве наполнителя при изготовлении РТИ, из него можно получить активированный уголь и сажу, а также использовать в качестве красителя и т. д. Жидкое топливо можно использовать в качестве топлива в горелках со специальными форсунками, кроме этого оно поддается разгонке с получением дизельного топлива, мазута и низкооктановго бензина.
Таким образом, с помощью технологии пиролиза можно не только спасать окружающую среду, но и вести успешный бизнес.